Межсезонье и зима: особенности, советы и рекомендации по вождению.

Климат нашей страны непредсказуем и суров, очень многие водители по шесть-восемь месяцев управляют автомобилем на льду и под снегопадами, что связано с высоким риском. Еще более опасно межсезонье – колебание температуры около нуля, осенняя и весенняя гололедица вызывает просто лавину аварий. Но самое интересное, что большинство ДТП в межсезонье происходит из-за незнания водителями того, какие опасности таит в себе дорога в это время, и как нужно действовать в критических ситуациях. Здесь мы собрали наиболее полезную информацию о дорожном покрытии и поведении водителей зимой, а также советы и рекомендации о том, что нужно делать на скользкой дороге.

Дорожная ситуация в межсезонье и зимой: характеристики, причины, способы определения

Дорожная ситуация зимой и в межсезонье опасна, в первую очередь, из-за обледенения дорожного покрытия. Здесь мы кратко расскажем о том, каковы механизмы этого обледенения и ухудшения дорожной ситуации в целом.

«Черный лед»

Типичная ситуация: днем шел дождь или стояла плюсовая температура, и уже лежащий снег растаял, а ночью температура упала ниже ноля – каждый знает, что утром будет гололедица, и нужно быть особенно осторожным на дороге. Такое очень часто происходит в межсезонье, и водители обычно готовы к таким неожиданностям.
Однако нередко бывает и иначе: предыдущий день и ночь были ясными, вроде бы ничто не предвещает беды, однако автомобиль плохо управляется, а на дорогах полно аварий. А все дело в так называемом «черном льду» - тончайшем слое льда на дороге, который незаметен глазу, но очень коварен и опасен.
Причина возникновения «черного льда» очень проста: это атмосферная влага, которая сконденсировалась и замерзла на дорожном покрытии при отрицательной температуре воздуха. Обычно такое явление происходит в периоды повышенной влажности воздуха, и чаще всего с ним приходится сталкиваться жителям приморских городов, а также населенных пунктов, расположенных у больших водоемах или рек.
«Черный лед» коварен, поэтому нужно уметь распознавать его. Как было сказано, обледенение дороги возникает при повышенной влажности, а о высокой влажности говорят такие явления, как иней и туман. Если на дворе минус, а за окном – туман или живописно покрытые инеем деревья, то можно с полной уверенностью говорить о наличии на дороге тонкого слоя льда.

Обледенение мостов, путепроводов и эстакад

Особую опасность в межсезонье представляют разнообразные конструкции, поднятые над землей или водой – мосты, путепроводы и эстакады. Дело в том, что такие конструкции не имеют контакта с почвой (которая обладает малой теплопроводностью, и выступает в роли теплоизолятора, препятствующего быстрому охлаждению дорожного полотна), поэтому охлаждаются быстрее и сильнее обычных дорог. Из-за таких особенностей очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда дороги еще не обледенели, но асфальт на эстакадах и мостах уже покрыт тонким слоем льда.
Наиболее опасны мосты и конструкции, проложенные над водоемами – из-за высокой влажности они быстрее покрываются льдом.
Поэтому на мостах, путепроводах и эстакадах нужно быть осторожным. Наибольшую осторожность нужно проявлять при въезде на такие конструкции – выезд с нормальной дороги на скользкую чреват возникновением заносов и других неприятностей. Всегда нужно помнить, что дорожное покрытие на мосту или эстакаде скользкое, поэтому тормозить нужно аккуратно и заблаговременно, а маневрировать без рывков и резких движений. А если за мостом образовалась пробка или иное препятствие, то лучше заранее снизить скорость движения, так как непосредственно на мосту экстренно затормозить не получится.

Особое внимание перекресткам, пешеходным переходам и остановкам

Перекрестки и пешеходные переходы опасны в межсезонье и зимой не только потому, что на них всегда интенсивное движение и нужно быть особенно осторожным, но и по тому, что на этих участках дорожное покрытие всегда более скользкое. Причина очень проста: здесь автомобили постоянно совершают торможение и разгон, поэтому лед буквально полируется колесами, становится более гладким и скользким со всеми вытекающими последствиями.
Осторожность на перекрестках и других участках дорог нужно проявлять и тогда, когда просто выпал снег и обледенение незначительное. Дело в том, что снег под колесами автомобилей прессуется, превращаясь в лед, а лед полируется – все это приводит к тому, что при явном отсутствии гололедицы на остановках, где часто тормозят и разгоняются автобусы, на перекрестках и пешеходных переходах дорога неожиданно оказывается скользкой.
Поэтому перед перекрестками, пешеходными переходами и остановками общественного транспорта нужно производить торможение заранее, и всегда помнить, что может возникнуть занос. И особое внимание необходимо проявлять на перекрестках – всегда есть вероятность, что на встречу или наперерез, несмотря на запрещающий сигнал светофора, выкатится скользящий автомобиль. Особо это относится к грузовым автомобилям и автобусам, которые круглый год ездят на всесезонных покрышках.

Методы и способы определения качества дорожного покрытия

Очень важно знать о характеристиках дорожного покрытия, ведь, как известно, «предупрежден – значит вооружен». Есть несколько простых приемов узнать о том, какое качество сегодня имеет дорога, и как на ней нужно себя вести.

Проба дороги ногой. Достаточно пошаркать по дорожному покрытию ногой (это можно сделать перед домом, когда вы идете на парковку к автомобилю), чтобы понять, какое оно – скользкое или нет. Этот метод очень простой, но информативный, и зимой его стоит применять перед каждой поездкой.

Резкий разгон. На небольшом ровном участке дороги можно попробовать резко разогнаться. Пробуксовка ведущих колес с характерным звуком, срабатывание системы стабилизации или возникновение заноса красноречиво говорят о том, что дорога скользкая и опасная. Вообще, «проба на газ» даст много информации о характеристиках дорожного покрытия, однако иногда провести ее очень сложно из-за ограниченного пространства.

Резкое торможение. На ровном участке дороги можно резко нажать на педаль тормоза – это тоже даст очень много информации о качестве покрытия. Раннее срабатывание ABS или ухудшение торможения (при отсутствии антиблокировочной системы) – это явные признаки скользкой дороги.

Частое срабатывание системы стабилизации ESP. Многие современные автомобили оснащены системой электронной стабилизации ESP, которая, руководствуясь показаниями датчиков, стабилизирует положение сорвавшегося в неуправляемое скольжение автомобиля. Обычно система производит подтормаживание колес, что сопровождается характерным хрустом и загоранием сигнала на приборной панели. Частое срабатывание системы свидетельствует о том, что дорога обледенела, и автомобиль начинает скользить из-за слишком агрессивного стиля вождения. Так что при частом загорании индикатора стоит снизить скорость и совершать менее резкие маневры – только так можно избежать неприятностей, ведь и ESP не всегда способна исправить критическую ситуацию.

Отслеживание прогнозов. Самое простое, что можно сделать – узнать, какая за окном температура. Узнать температуру можно и традиционным (и сами надежным) способом – с помощью термометра за окном, и с помощью более современных средств – через интернет или просто по радио. Знание температуры даст понять, чего можно ожидать от дороги.

Подготовка автомобиля к зиме

Безопасность на дороге в межсезонье и зимой обеспечивается не только отслеживанием ситуации на дороге – большое значение имеет то, насколько к этому времени готов автомобиль. Здесь мы скажем, как правильно с точки зрения безопасности подготовить автомобиль к зиме.

Установка зимних покрышек

Это – первое, что нужно сделать для обеспечения безопасности. Традиционно большинство автомобилистов «переобувается» при выпадении первого снега или при неожиданной гололедице. Это решение самое очевидное, однако, в корне неправильное – менять резину с летней на зимнюю нужно заблаговременно.
Когда наступает момент «Ч»? Принято считать, что лучшее время для установки зимних шин наступает тогда, когда среднесуточная температура воздуха держится на уровне +5 … +7 градусов. Вы можете возразить, что это еще слишком тепло, но на самом деле все совсем не так. Если на дворе установились температуры около пяти градусов, то уже сегодня ночью или завтра утром она может стать нулевой или даже слабо отрицательной. А ноль – это гололедица со всеми вытекающими.
Да, обычно за первым похолоданием наступает краткосрочное потепление, однако лучше неделю поездить на зимней резине, чем попасть в ДТП или в спешке менять летнюю резину, отстояв двухчасовую очередь на СТО. Но даже и при температурах до +7 градусов ездить на летней резине опасно, так как она теряет эластичность и больше подвержена к срыву в скольжение. Поэтому сезонная замена шин – важное мероприятие, которому нужно уделить самое серьезное внимание.

Обеспечение обзора

Очень важно видеть то, что происходит на дороге и вокруг автомобиля, с плохим обзором из-за замерзшей грязи на окнах и фарах попасть в ДТП – легче легкого. Поэтому в межсезонье, еще до наступления стабильных отрицательных температур нужно провести небольшую подготовку автомобиля, которая обеспечит хороший обзор.

Сначала нужно выполнить проверку и убедиться в нормальной работоспособности следующих деталей и механизмов:

  • Подогрев зеркал и стекол;

  • Дворники на стекле и фарах;

  • Омыватели лобового стекла и фар;

  • Фары;

  • Противотуманные фары и фонари.

Если что-то не работает, то нужно все привести в порядок. А щетки дворников лучше заменить – изношенные резинки будут оставлять грязные разводы, мешающие нормальному обзору.

Следующий шаг – покупка и залив специальной незамерзающей жидкости для обмыва лобового стекла и фар. «Незамерзайку» лучше залить в бачок тогда, когда на дворе еще плюс, ведь совсем скоро вода может замерзнуть, и омыть грязное стекло будет просто нечем. А езда с загрязненными стеклами и фарами (особенно в темное время суток) – это крайне опасно.
Если вы не успели заменить воду на «незамерзайку» до наступления морозов, то отогреть замерзшую воду лучше всего в теплом боксе, хотя можно просто добавить в бачок незамерзающей жидкости, и хорошенько прогреть двигатель – вода в системе должна оттаять, а после ее слива можно заполнить бачок «незамерзайкой».
Как бороться с наледью и конденсатом на внутренних поверхностях стекол? Для этого нужно выполнить две вещи: прогреть стекла воздухом (направив на нужные участки дефлекторы), и осушить салонный воздух (удалить конденсат). Высушить воздух проще всего с помощью кондиционера, однако он есть не во всех автомобилях – в этом случае нужно приоткрыть окна, а чтобы сохранить тепло, нужно увеличить интенсивность работы печки. Необходимо отметить, что при сильных морозах лучше прогревать окна не слишком горячим воздухом – стекло может не выдержать большого температурного контраста, и просто-напросто треснуть.

Основные правила поведения в межсезонье и зимой

Ситуация на дороге «создается» коллективно – она зависит от водителей, коммунальных служб и сотрудников ГИБДД. Поэтому при неожиданном наступлении неблагоприятных условий (температура колеблется около ноля и на дорогах гололедица, хотя вчера еще было все хорошо) нужно понимать – далеко не все готовы к такой неожиданной перемене дорожной ситуации. Многие автомобилисты еще не установили зимнюю резину, коммунальщики не произвели очистку или обработку дорог специальными составами, а в итоге – аварии, пробки и проблемы.
Поэтому лучше всего в такой день вообще не садиться за руль автомобиля. Однако в наше время позволить себе сидеть дома или ходить пешком могут далеко не все. В таком случае нужно придерживаться простого, но очень верного правила «трех П»: предусмотрительность, предупредительность и понимание. То есть, каждый водитель должен понимать, что сейчас происходит с дорожным покрытием, стараться предусмотреть все сложные ситуации и моменты во время поездки, и предупредить возникновение опасных ситуаций по своей вине или вине других участников движения.
Все это невозможно без внимания и осторожности. Это ни для кого не секрет, но если посмотреть на ситуацию в «день жестянщика», то складывается впечатление, что лишь немногое водители знают элементарные правила поведения на дороге.

Вождение зимой и в межсезонье

Безопасность, в первую очередь, зависит от самого водителя, поэтому в межсезонье и зимой необходимо придерживаться максимально безопасного стиля вождения. Главные особенности этого стиля – снижение скорости движения с одновременным увеличением дистанций и интервалов.
Разные зимние шины неодинаково ведут себя на скользкой дороге, однако установлено, что сцепление зимней резины с зимней дорогой в среднем на 5 – 15% хуже, чем у летней резины в теплое время года. Соответственно, при установке зимних покрышек даже на асфальте тормозной путь увеличивается – он при скорости 50 км/ч достигает 15 – 17 метров, да и то только при грамотном торможении или при наличии антиблокировочной системы. Если же автомобиль, оснащенный зимними покрышками, попадает на чистый гладкий лед, то при той же скорости тормозной путь возрастает до 40 метров. Особенно плохо тормозят автобусы и грузовые автомобили – они и массивнее, и всегда эксплуатируются с всесезонной резиной. Для таких транспортных средств и 100-метровый тормозной путь – не предел.
Отсюда легко сделать простой и очевидный вывод: в зимнее время года для максимальной безопасности нужно увеличивать дистанции. Однако такое решение применимо далеко не всегда (трудно представить, чтобы в столице машины не жались друг к другу), поэтому проще снизить скорость движения, что значительно укорачивает тормозной путь.
В связи с такими качествами зимней резины и дорожного покрытия резко возрастает вероятность возникновения заносов, поэтому там, где это возможно, нужно увеличивать и интервал между автомобилями.

Первые дни после переустановки резины

Замена летних шин на зимние значительно изменяет характер поведения автомобиля на дороге, и требует изменения стиля вождения. А чтобы понять, какие коррективы нужно внести в вождение, достаточно буквально полчаса покататься на новых покрышках по пустой ровной площадке. Можно выполнить несколько вещей:

  • Разгоны (так можно почувствовать динамику автомобиля);

  • Плавные и резкие торможения (это даст понять, как происходит торможение, когда срабатывает ABS, в какой момент происходит блокировка колес при отсутствии ABS, и насколько высока вероятность заноса автомобиля при торможении);

  • Руление (можно оценить, как автомобиль реагирует на руль, насколько резко зимняя резина срывается в скольжение, и когда автомобиль уходит в занос).

Все это даст понять, насколько автомобиль изменился после установки зимней резины, а это поможет верно оценить обстановку и грамотно действовать при возникновении опасной ситуации.

Типичные ошибки водителей на обледенелой дороге

Есть несколько типичных ошибок, которые совершают водители на скользкой дороге (хотя некоторые из описанных ситуаций могут возникнуть и на вполне сухом дорожном покрытии в любое время года). Здесь мы расскажем о трех таких ошибках: занос и потеря управляемости, ритмический занос и потеря управляемости при торможении.

Занос и потеря управляемости

Занос может возникнуть при резких маневрах на скользкой дороге и входе в поворот на слишком высокой скорости. Наиболее опасны в этом отношении заднеприводные автомобили – у таких машин вероятность возникновения заноса при резких маневрах и повороте значительно выше, чем у переднеприводных.
Причина возникновения заноса во всех случаях одна: задние колеса теряют контакт с дорожным покрытием, начинают скользить, а заднюю часть автомобиля заносит в одну или в другую сторону. Одинаков и механизм возникновения заноса: при маневрах (повороте, торможении, резком разгоне на заднеприводном автомобиле и т.д.) сила трения задних колес становится значительно меньше возникающей при маневрировании центробежной силы, поэтому колеса начинают скользить, а задняя часть автомобиля поворачивается влево или вправо.
Как бороться с заносом? Поведение водителя при возникновении заноса зависит от того, какой привод имеет автомобиль – передний или задний. Если занос возник на заднеприводном автомобиле, то нужно немного сбросить газ (чтобы скорость вращения ведущих и ведомых колес стала одинаковой) и выкручивать руль в сторону заноса (то есть, если автомобиль начало заносить влево, то и руль нужно поворачивать влево). При возникновении заноса на переднеприводном автомобиле, нужно, напротив, немного увеличить подачу топлива и одновременно выкручивать руль в сторону заноса.

Однако при таких маневрах на скользкой дороге может возникнуть другое, более опасное явление – ритмический занос.

Ритмический занос

Причины возникновения ритмического заноса те же, что обычного заноса. Можно даже сказать, что ритмический занос – это следующая, более опасная стадия обычного заноса. Возникают такие заносы при движении на относительно больших скоростях, когда автомобиль находится на протяженном участке скользкого дорожного покрытия. Поэтому зимой большинство заносов – ритмические.
Ритмический занос – это серия заносов, переходящих один в другой при попытке выровнять автомобиль. То есть, машина как бы раскачивается из стороны в сторону. Ритмический занос очень опасен, и если его не выровнять сразу, то каждый последующий занос будет сильнее предыдущего, и уже через три-пять колебаний автомобиль разворачивается на дороге или уходит в кювет (так как теряет управление).
Бороться с ритмическим заносом нужно так же, как и с одиночным. На заднеприводном автомобиле – снижением подачи топлива, на переднеприводном – некоторым повышением подачи топлива. И в обоих случаях необходимо активно работать рулем, поворачивая колеса в направлении заноса, причем действовать рулем нужно быстро, с упреждением в доли секунды (то есть, начать поворачивать в обратную сторону еще до того, как автомобиль достиг крайней точки отклонения от продольной оси). В идеальном случае нужно добиться того, чтобы передние колеса всегда располагались параллельно дороге (или по направлению первоначального движения) – только так машина будет ехать прямо, несмотря на ритмические отклонения ее задней части, и ее можно будет выровнять.
Заносы – явление опасное, однако чаще всего их опасность кроется в том, что водитель не имеет достаточно опыта и квалификации для выравнивания автомобиля. Поэтому не лишним будет взять несколько уроков по экстремальному вождению – навык устранения заносов в нашей стране неоценим и может спасти немало жизней.

Потеря управляемости при торможении

При движении зимой работать с педалью тормоза нужно очень аккуратно, потому что резкое торможение на скользкой дороге – это 100%-ное возникновение скольжения колес. А скольжение колес редко оборачивается простым скольжением машины – чаще всего автомобиль заносит со всеми последствиями, которые были описаны выше.
Поэтому необходимо производить торможение таким образом, чтобы колеса не блокировались, а продолжали катиться, гася кинетическую энергию автомобиля. Хорошим подспорьем здесь служат антиблокировочные системы ABS – при резком торможении они не дают колесам сорваться в «юз», а обеспечивают их замедленное качение. Если же ABS отсутствует, то остается пользоваться старым «дедовским» способом – быстро нажимать и отжимать педаль тормоза. Такая работа с педалью не даст колесам полностью заблокироваться, и торможение произойдет без непредсказуемых последствий.

Несколько советов пешеходам

Пешеходы – равноправные участники дорожного движения, а в межсезонье и зимой они подвержены еще большей опасности, чем автомобилисты. Ведь у пешеходов нет ремней безопасности и бамперов! Чтобы избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за сложной дорожной обстановки, пешеходам (а особенно детям) нужно соблюдать несколько простых рекомендаций:

  • Внимание, внимание и ещё раз внимание! Каждый пешеход должен всегда смотреть по сторонам и под ноги – только там можно вовремя заметить опасность и избежать неприятностей;

  • Зона пешеходов – тротуар. Выход на проезжую часть при ожидании автобуса или зеленого сигнала светофора на перекрестке – далеко не лучшее решение. Зимой и в межсезонье лучше подальше держаться от проезжей части, в этой время наиболее безопасны тротуары;

  • Будьте готовы к тому, что автомобилисты не готовы к зиме. При выходе на дорогу нужно понимать, что далеко не все водители еще готовы к зиме, сменили резину и адаптировались к скользкой дороге. Особенно нужно осторожно относиться к автобусам и грузовым автомобилям – они не используют зимние покрышки, поэтому многотонные машины несут наибольшую угрозу на скользкой дороге;

  • Никакой спешки. Спешка и суета на скользкой дороге чревата проблемами. Нужно сначала оценить ситуацию, а затем уже действовать;

  • Продумывание худших сценариев. Нужно постараться понять, как будут действовать водители и другие пешеходы, и всегда стремиться к продумыванию наихудших сценариев развития событий – только учтя все, даже самые незначительные опасности, можно быть уверенными в безопасности.

Главное – это постоянное внимание и соблюдение правил. Обледенелые дороги доставляют много проблем, поэтому нужно быть просто аккуратными и внимательными.


Вернуться


8 (495) 796-38-86
 8 (925) 170-22-77
 8 (915) 379-77-70
   8 (963) 695-60-05
autopolisgarant@mail.ru




Задайте вопрос эксперту
Задать вопрос
Вы можете задать вопрос эксперту, получив ответ в течении одного дня.
Топ 10 страховых компаний
Народный рейтинг
Задать вопрос